Долбяки для нарезания зубьев колес под шевингование

Наилучшие результаты по точности шевингованных колес получаются в том случае, если предварительное нарезание зубьев подшевингование производится специальным инструментом  с модифицированным профилем зубьев. Поэтому одной из особенностей долбяков, предназначенных для нарезания зубьев колес под шевингование, является наличие у них модифицированного профиля. Модификация заключается обычно в том, что головка зуба долбяка имеет с двух сторон наибольшее утолщения - «усики» (Рис.1.а.).

Варианты модификации профиля долбяков

Рис.1. Варианты модификации профиля долбяков.

Иногда утолщения делаются не только на головке, но и ножке (Рис.1.б.), хотя получение такого профиля встречает значительные трудности из-за сложности заправки шлифовального круга. Такая модификация профиля применяется у долбяков, используемых в случаях, когда предварительное нарезание зубьев колеса червячной фрезой не производится.

Модификация профиля по Рис.1.а и б осуществляется при его шлифовании путем специальной заправки круга. Форма впадины зубьев колеса после нарезания долбяком с модифицированным профилем по Рис.1.а. показана на Рис.2.а., из которой видно, что зубья колеса имеют небольшой подрез основания.

Формы впадины зубьев колес, нарезанных долбяками с различными модификациями профиля

Рис.2. Формы впадины зубьев колес, нарезанных долбяками с различными модификациями профиля.

Точка начала подрезания у окончательно обработанного (шевингованного) зуба не должна быть выше точки начала активной части профиля.

Форма впадин зубьев колеса после нарезания долбяком по Рис.1.б. показана на Рис.2.б. В этом случае зубья подрезаны и фланкированы, что создает особенно благоприятные условия для последующей работы шевера.

Другой особенностью долбяков для нарезания зубьев колес под шевингование является то, что каждый долбяк спроектирован как специальный применительно только к одному зубчатому колесу или небольшой группе колес, отличающихся друг от друга незначительной разностью в числах зубьев. При этом задний угол долбяка по верху не принимается равным 6°, как у всех стандартных долбяков, а является расчетным, его величина определяется не только условиями рационального резания, а главным образом условием постоянства захода головки зуба долбяка во впадину зубьев колеса при любой степени сточенности долбяка. Понятно, что задний угол по верху будет в данном случае зависеть как от величины заднего угла на боковых кромках зуба долбяка (величина этого заднего угла обычно задается в пределах 2-3°), так и от соотношения между числами зубьев колеса и долбяка.

Эта особенность геометрии долбяков обуславливает постоянство размеров зуба и его подрезания при любой степени сточенности долбяка; это очень важно в условиях крупносерийного производства, когда в эксплуатации находится большое число долбяков различной степени сточенности.

Соответственно этим особенностям долбяков для нарезания зубьев колеса под шевингование при расчете их определяются размеры модификаций («усиков» или фланков) и необходимая величина заднего угла по верху, обеспечивающая при любой степени изношенности долбяка постоянство захода головки зуба долбяка во впадину зуба колеса.