Долбяки для нарезания зубьев колес под шевингование
Наилучшие результаты по точности шевингованных колес получаются в том случае, если предварительное нарезание зубьев подшевингование производится специальным инструментом с модифицированным профилем зубьев. Поэтому одной из особенностей долбяков, предназначенных для нарезания зубьев колес под шевингование, является наличие у них модифицированного профиля. Модификация заключается обычно в том, что головка зуба долбяка имеет с двух сторон наибольшее утолщения - «усики» (Рис.1.а.).
Рис.1. Варианты модификации профиля долбяков.
Иногда утолщения делаются не только на головке, но и ножке (Рис.1.б.), хотя получение такого профиля встречает значительные трудности из-за сложности заправки шлифовального круга. Такая модификация профиля применяется у долбяков, используемых в случаях, когда предварительное нарезание зубьев колеса червячной фрезой не производится.
Модификация профиля по Рис.1.а и б осуществляется при его шлифовании путем специальной заправки круга. Форма впадины зубьев колеса после нарезания долбяком с модифицированным профилем по Рис.1.а. показана на Рис.2.а., из которой видно, что зубья колеса имеют небольшой подрез основания.
Рис.2. Формы впадины зубьев колес, нарезанных долбяками с различными модификациями профиля.
Точка начала подрезания у окончательно обработанного (шевингованного) зуба не должна быть выше точки начала активной части профиля.
Форма впадин зубьев колеса после нарезания долбяком по Рис.1.б. показана на Рис.2.б. В этом случае зубья подрезаны и фланкированы, что создает особенно благоприятные условия для последующей работы шевера.
Другой особенностью долбяков для нарезания зубьев колес под шевингование является то, что каждый долбяк спроектирован как специальный применительно только к одному зубчатому колесу или небольшой группе колес, отличающихся друг от друга незначительной разностью в числах зубьев. При этом задний угол долбяка по верху не принимается равным 6°, как у всех стандартных долбяков, а является расчетным, его величина определяется не только условиями рационального резания, а главным образом условием постоянства захода головки зуба долбяка во впадину зубьев колеса при любой степени сточенности долбяка. Понятно, что задний угол по верху будет в данном случае зависеть как от величины заднего угла на боковых кромках зуба долбяка (величина этого заднего угла обычно задается в пределах 2-3°), так и от соотношения между числами зубьев колеса и долбяка.
Эта особенность геометрии долбяков обуславливает постоянство размеров зуба и его подрезания при любой степени сточенности долбяка; это очень важно в условиях крупносерийного производства, когда в эксплуатации находится большое число долбяков различной степени сточенности.
Соответственно этим особенностям долбяков для нарезания зубьев колеса под шевингование при расчете их определяются размеры модификаций («усиков» или фланков) и необходимая величина заднего угла по верху, обеспечивающая при любой степени изношенности долбяка постоянство захода головки зуба долбяка во впадину зуба колеса.
- Получение бочкообразной формы зубьев колес
- Шевингование с угловой подачей (диагональное шевингование)
- Дисковые шеверы длявнешнего зацепления
- Дисковые шеверы для цилиндрических колес
- Шевингование
- Долбяки для шевронных колес
- Долбяки для нарезания косозубых колес (косозубые долбяки)
- Зуборезные долбяки