Шевингование облегающими шеверами

Шевер обычной конструкции при зацеплении с обрабатываемым колесом имеет точечный характер контакта зубьев. При шевинговании такими шеверами необходимым условием является обязательное перемещение точки скрещивания осей вдоль зубчатого венца заготовки. Если же применить для обработки колес шеверы, которые имеют при зацеплении с нарезаемым колесом не точечный, а линейный характер контакта зубьев, то при обычном способе шевингования указанного обязательного перемещения точки скрещивания осей уже не требуется, т.е. в этом случае может отсутствовать продольная подача. Шеверы с линейным контактом зубьев получили название облегающих шеверов. Машинное время при обработке такими шеверами меньше, чем при обработке шеверами обычной конструкции. Кроме того, эти шеверы можно применять также для получения бочкообразной формы зубьев колес как при обычном способе шевингования, так и особенно при шевинговании с угловой подачей.

Ввиду трудности профилирования зубьев облегающих шеверов, точность зубчатых колес, подвергнутых шевингованию такими шеверами, несколько ниже, чем обработанных обычными дисковыми шеверами.

Боковая поверхность облегающего шевера не является эвольвентной. Продольные линии зуба в развертке на плоскость не прямые линии, как у обычных эвольвентных шеверов, а кривые - вогнутые (Рис.1.), т.е. зубья шевера имеют седлообразность.

Расчет облегающих шеверов для обычных способов шевингования проводят обычно приближенным методом, который обеспечивает достаточную для практики точность.

Ввиду линейного характера контакта зубьев облегающего шевера и колеса их последовательное зацепление происходит не вдоль отдельной линии зацепления, а по поверхности зацепления. Эта поверхность линейчатая, причем прямые линии зацепления, геометрическим местом которых является эта поверхность, пересекают неподвижную прямую - полюсную линию.

Форма зубьев облегающего шевера

Рис.1. Форма зубьев облегающего шевера.