Шеверы для шевингования колес внутреннего зацепления

Получение точных зубчатых колес внутреннего зацепления путем их шевингования находит в последние годы все большее применение. Это объясняется трудностью шлифования зубьев внутреннего венца.

Шевингование колес внутреннего зацепления возможно производить и на обычных шевинговальных станках путем их модернизации, которая заключается в установке на них сменных головки и бабки, приспособленных для шевингования колес внутреннего зацепления.

Шеверы для колес внутреннего зацепления не стандартизованы.

Боковая поверхность зубьев шевера для колес внутреннего зацепления отличается от эвольвентной поверхности боковых сторон зубьев обычных шеверов; это отличие тем больше, чем меньше разность в числах зубьев колеса и шевера и чем больше угол скрещивания осей. Контакт зубьев шевера и колеса может иметь как линейный, так и точечный характер. Оба типа шеверов имеют свои преимущества и недостатки.

Для образования правильного профиля зубьев колеса вдоль всей их длины при шевинговании шеверами с линейным контактом зубьев выход инструмента за торец заготовки теоретически не требуется, так как в этом случае каждое торцовое сечение шевера является как бы калибрующим. Поэтому для шевингования колес с глухой стенкой, препятствующей выходу шевера, можно применять шеверы только с линейным контактом зубьев. Однако точное профилирование их зубьев затруднительно, вследствие чего точность зубчатых колес при обработке этими шеверами всегда ниже, чем при обработке шеверами с точечным контактом зубьев.

Шеверы с точечным контактом зубьев имеют значительно меньшую ширину, профилировать их зубья можно очень точно, но машинное время при обработке колес этими шеверами больше, чем при обработке шеверами с линейным контактом. Поэтому при повышенных требованиях к точности колес и если их конструкция позволяет давать выход шеверу, предпочтительнее применять шеверы с точечным контактом зубьев.

Форма боковых поверхностей зубьев шеверов при линейном и точечном контакте различна, причем в обоих случаях зубья шеверов имеют особого рода бочкообразность, т.е. толщина зуба уменьшается от середины к торцу шевера Рис.1.

Образование боковых сторон зубьев шевера

Рис.1. Образование боковых сторон зубьев шевера.

Определение основных параметров шеверов для колес внутреннего зацепления ведется так же, как и параметров шеверов для колес внешнего зацепления. Нужно лишь учитывать, что разность чисел зубьев колеса и шевера должна быть не менее 12. После нахождения диаметра окружности головок, размеров зуба и других параметров рассчитывается величина необходимой бочкообразности зуба.

Для шеверов с линейным характером контакта точное определение боковой поверхности зуба весьма сложно, так как в общем случае профиль зуба в торцовом сечении не является эвольвентным. Поэтому форму боковой поверхности зуба обычно не определяют, а расчитывают лишь величину бочкообразности, которая находится как полуразность толщин зуба в среднем и в крайнем торцовых сечениях шевера. Толщина зуба в среднем сечении находится как и у шеверов для колес внешнего зацепления.

Расчет шеверов с точечным контактом зубьев ведется таким же путем, как и расчет шеверов с линейным контактом и только в конечном итоге следует увеличить бочкообразность его зубьев согласно  формуле.

Для расчета шеверов для колес внутреннего зацепления должны быть известны те же параметры нарезаемого колеса, что и для расчета шевера для колес внешнего зацепления. Последовательный ход расчета шеверов для колес внутреннего зацепления приведен на Рис.3-4. Оформление рабочего чертежа шевера для колес внутреннего зацепления показано на Рис.2.

Типовой рабочий чертеж шевера для колес внутреннего зацепления

Рис.2. Типовой рабочий чертеж шевера для колес внутреннего зацепления.


Расчет шевера для колес внутреннего зацепления

Расчет шевера для колес внутреннего зацепления

Расчет шевера для колес внутреннего зацепления

Рис.3. Расчет шевера для колес внутреннего зацепления.

 

Расчет данных для заправки шлифовального круга и наладки зубошлифовального станка

Рис.4. Расчет данных для заправки шлифовального круга и наладки зубошлифовального станка.