Долбяки для шевронных колес
Эти долбяки отличаются от косозубых долбяков для нарезания косозубых колес следующими особенностями.
Шевронное колесо нарезается двумя долбяками одновременно: одну ветвь шеврона нарезает правоходовой долбяк, вторую - левоходовой. Поэтому для пары долбяков в комплекте задаются точные допуски на толщину зуба по дуге делительной окружности, на диаметр окружности выступов и на высоту долбяка вдоль его оси.
Так как оба боковых режущих лезвия зуба долбяка должны доходить до угла шеврона, то передняя поверхность в целом располагается в плоскости, перпендикулярной к оси долбяка, а не перпендикулярной, к направлению зуба, как у косозубых долбяков. В связи с этим на одной стороне передний угол получается отрицательным, а на другой - чрезмерно острым. Для выравнивания передних углов на обеих сторонах зуба долбяк подвергают дополнительной заточке. При этом тупая сторона заостряется, а острая, наоборот, притупляется. В результате этого на обеих сторонах зуба получаются одинаковые передние углы. Такая заточка не влияет на профиль зуба долбяка и нарезаемого колеса. Так как зубья этих долбяков работают торцовым сечением, причем обе стороны зуба имеют одинаковые эвольвенты, то и основные окружности для обеих сторон зуба также одинаковы, т.е. долбяки для шевронных колес имеют одну основную окружность.
У рассматриваемых долбяков стандартный целый модуль берется в торцовом сечении; в нормальном сечении он получается дробным. Номинальный угол наклона зубьев βном берется равным 30°, фактический же угол βи отклоняется от номинального в пределах, примерно, ±45’.
Долбяки для шевронных колес иногда называют долбяками Сайкс. Размеры долбяков приведены на Рис.1-3.
Рис.1. Долбяки дисковые для шевронных колес.
Рис.2. Долбяки дисковые для шевронных колес.
Рис.3. Долбяки дисковые для шевронных колес.