Шевингование

Общие сведения. Шевингование применяется для чистовой обработки зубьев колес внешнего и внутреннего зацепления при условии, если их твердость не превышает HRC 30-32. Шеверы бывают дисковые (Рис.1.а.), в виде реек (Рис.1.б.) и в виде червяков (Рис.1.в.). Шеверы первых двух типов предназначены для обработки цилиндрических зубчатых колес, третьего типа - для червячных зубчатых колес.

Шеверы

Рис.1. Шеверы: а-дисковый (круглый) шевер; б-шевер-рейка; в-червячный шевер.

Рабочим движением для шевингования колес дисковым (круглым) шевером является вращение шевера, а шевер-рейкой - поступательное перемещение шевера. Обрабатываемое зубчатое колесо приводится во вращение в обоих случаях шевером, зубья которого имеют плотное сопряжение с зубьями колеса.

В процессе шевингования шевер соскабливает с боковых сторон зубьев обрабатываемого колеса очень тонкую стружку, в результате чего улучшается качество поверхности и точность профиля зубьев колеса.

Шевингование при надлежащих условиях обеспечивает точность колес до 5-6-й степени, а чистоту обработки 8-9.

Высокая точность шевингования колес объясняется тем, что рабочее движение сообщается только шеверу, поэтому перенос погрешностей кинематической цепи станка на заготовку исключен.

Точность зубчатых колес, подвергнутых шевингованию, зависит от точности, достигнутой на предварительной зубообрабатывающей операции и характера распределения припуска на шевингование по профилю зуба.

Чрезмерно малый припуск на шевингование приводит к тому, что шевер не может полностью исправить имеющиеся погрешности колеса, а слишком большой припуск приводит к уменьшению стойкости шеверов, увеличению времени обработки, а иногда и к ухудшению точности обрабатываемых колес. Ориентировочные величины припусков для шевингования приведены на Рис.2.

Ориентировочные величины припусков на шевингование по толщине зуба колеса

Рис.2. Ориентировочные величины припусков на шевингование по толщине зуба колеса.

Наиболее целесообразная форма впадины зуба колеса, подлежащего шевингованию, показана на Рис.3.

Форма впадины зубьев колеса, нарезанного под шевингование

Рис.3. Форма впадины зубьев колеса, нарезанного под шевингование.

Подрезка профиля зуба колеса необходима для исключения из резания головки зуба шевера, а срез профиля у вершины зуба предотвращает появление при шевинговании заусенцев.

Червячные фрезы и долбяки, предназначенные для нарезания зубьев под шевингование, должны иметь модифицированный профиль зубьев.

Для получения колес с точностью 5-6-й степени их точность для шевингования должна быть не ниже 8-9-й степени, а точность по накопленной ошибке окружного шага - не ниже 7-й степени.

Данные об исправляемости погрешностей отдельных элементов зубьев колеса в процессе шевингования приведены на Рис.4.

Исправляемость зубчатых колес при шевинговании

Рис.4. Исправляемость зубчатых колес при шевинговании.

Шевингование хорошо исправляет погрешности профиля, окружного и основного шагов и направления зубьев и хуже накопленную ошибку шагов.

Путем особой заточки профиля зубьев шевера (корригирования профиля) или при помощи специального приспособления, встроенного в стол шевинговального станка, при шевинговании можно получить модифицированную форму зубьев колеса - с фланкированным и подрезанным профилем, с продольной бочкообразностью и т.д. Это позволяет обеспечивать почти любые пятна контакта сопряженных зубьев у шевингованных колес в передаче и, кроме того, снизить шум зубчатой передачи в работе.


Похожие материалы:
Похожие статьи:
Архив новостей: